Меню
В студии · Москва
Agami Ceramics
Керамическая мастерская Агами о том, как любимое увлечение становится большим делом, как случайные знакомства оказываются знаковыми, и как правильно ставить амбициозные цели и уметь их добиваться
Текст: Лена Камай · Фото: Валерий Белобеев · 22 мая 2018
Бэкграунд
Мы, Мария Гильманова и Ольга Кукоба, познакомились на Даниловском рынке накануне Нового 2016 года, когда Маша участвовала в маркете с керамикой собственного производства, а Оля работала креативным директором Даниловского.
Мы сами до сих пор не очень понимаем, как нас угораздило договориться делать бизнес буквально через два дня после знакомства — видимо, это была любовь с первого взгляда. Сначала Оля предложила делать совместный проект на рынке — керамические мастер-классы для посетителей, но очень скоро мы поняли, что сейчас гораздо актуальнее развитие бренда современной и стильной посуды российского производства. К тому же, параллельно стали приходить запросы от московских ресторанов, и мы переключились на производство.
Маша уволилась с основной работы, где последние 7 лет занималась диджитал маркетингом, а Оля бросила все силы и свободное время на развитие Агами. Профильного образования, даже более-менее близкого к керамике, у нас не было, поэтому многие вещи мы начали делать наощупь, основываясь на своем чутье. У Маши на тот момент был 7-летний опыт занятия керамикой как хобби, и это была наша основная технологическая база. Но, конечно, на серьезном производстве многие вещи оказались сложнее и непредсказуемее, чем мы ожидали.
Команда
Сейчас в команде нас пятеро, в ближайшее время появится шестой человек. Оля отвечает за маркетинг и коммуникации с клиентам, Маша руководит производством и также вовлечена в общение с заказчиками. Коллекции и дизайнерские решения Оля с Машей всегда придумывают вместе, это самая главная и самая творческая часть.
Непосредственно в производстве задействованы всего три человека: Маша Синицына, Лена Поликарпова и Замир Карабаев.
Наш гончар Замир Карабаев учился на керамиста в художественном ВУЗе в Бишкеке, долгое время преподавал там художественную роспись, но уже пятнадцать лет живет и работает в Москве. Нам с ним ужасно повезло, мастера такого уровня мы раньше не встречали. Замешиванием глазурей и практически всей глазуровкой занимается Лена Поликарпова, самый давний член нашей производственной команды.
Лена, как и Маша, пришла из рекламы. Познакомились мы с ней, когда Лена ходила на занятия по лепке к Маше в «Зеленую Школу». Лена тогда решила отдохнуть от основной работы и взять перерыв, а мы предложили ей попробовать это время поработать у нас подмастерьем. Прошло полтора года, Лена все еще с нами, чему мы очень рады. Она выросла в классного специалиста и стала нам настоящим другом.
Вторая Маша, Маша Синицына, совмещает нашу работу с должностью фото- и видеоредактора новостных выпусков на Дожде. Изначально Маша ограничивалась отливкой, но сейчас занимается практически всем: отливкой, ручной лепкой тарелок, помогает с загрузкой и разгрузкой печей, а недавно стала нашим голосом в Инстаграме: принимает и обрабатывает заказы, отвечает на вопросы и делает это очень ответственно и человечно. В ближайшее время мы планируем взять человека, который полностью занялся бы отливкой, потому что наши объемы растут. Нам пишет удивительно много кандидатов, и мы очень рады, что такое количество людей хотят стать частью нашей команды, — это очень вдохновляет.
Процесс

«
Мы перепробовали все основные способы производства и поняли, что сейчас для нас самые эффективные способы — гончарка и литье.

»
В керамике все процессы предопределены и нельзя выкинуть ни один шаг, иначе случится брак. Нельзя ускорить сушку или обжиг, нельзя открыть печь раньше времени. Эта специфика и диктует процесс работы. Есть несколько основных способов производства, из которых можно выбирать наиболее подходящий: литье, гончарка, формовка, ручная лепка.
Мы перепробовали их все и поняли, что сейчас для нас самые эффективные способы — гончарка и литье. Гончарка позволяет при небольших рабочих площадях выдавать хорошие объёмы (50−100 изделий в день), а литье позволяет сохранять одинаковые размеры и формы предметов. У литья есть несколько минусов: если производство потоковое, то нужно много гипсовых форм, они занимают очень много места, то есть нужно снимать большое помещение. Плюс, изготовление гипсовых моделей и форм — довольно дорогой процесс, требует больших инвестиций. Поэтому сейчас мы отливаем только сложные формы, а все, что можно «сгончарить» — гончарим. Ну и периодически лепим вручную, если того требует концепция заказа.
Поэтому можно сказать, что наши основные инструменты — гончарные круги и гипсовые формы. Плюс всякие вспомогательные стеки, кисти, петельки, ножи, скребки и прочее. Ну и конечно же печи — без них глина не становится керамикой.
Этапы работы
1
Изготовление формы (любым способом: на гончарном круге, отливка, лепка)
2
Сушка (медленная, при определенной температуре и влажности)
3
Замывка / проточка — устранение неровностей перед первым обжигом
4
Первый обжиг — «утильный». В этом обжиге глина спекается чуть-чуть, но ещё остаётся пористой, чтобы впитать глазурь.
5
Глазуровка.
6
Второй обжиг — «политой». В этом обжиге глазурь расплавляется, сцепляется с черепком и становится водонепроницаемым слоем стекла. Черепок максимально спекается. Мы обжигаем на 1260°C
7
Если изделие с золотом, то препарат жидкого золота наносится уже после второго обжига, до обжига третий раз на низкой температуре 800 °C. После него металл вплавиляется в глазурь.
8
И наконец, шлифовка донышек абразивом с алмазной крошкой.
Коллекции

«
Мы стараемся не подглядывать в Pinterest и черпать вдохновение из окружающего мира.

»
Наше главное правило — мы создаем только тот продукт, в котором уверена каждая из нас, все дизайны продумываем вместе и утверждаем единогласно. Всегда что-то витает в воздухе: тренд, настроение, которое мы хотим воплотить в той или иной коллекции. Мы стараемся не подглядывать в Pinterest и черпать вдохновение из окружающего мира, потому что очень сложно отделить свои идеи от просмотренных картинок. Например, наша новая коллекция «Дорблю» родилась из удачного эксперимента с глазурью — матовой, очень приятной на ощупь и дающей разные причудливые цветовые сочетания от обжига к обжигу. Мы давно думали выйти за пределы кухни и начать делать предметы интерьера. Новая глазурь идеально подошла для того, чтобы разработать коллекцию для ванной комнаты — мыльницы, стаканы для зубных щеток, шкатулки и миниатюрные вазочки. Как коллекции меняются? Мы часто ориентируемся не только на свое чутье, но и на обратную связь от наших покупателей. Например, после каждой «Ламбады» мы уходим в мастерскую с новыми мыслями о том, какие ручки и размеры чашек удобнее, какие цвета нравятся девушкам, а какие мужчинам. Так со временем мы отшлифовываем коллекции, находя идеальный баланс формы и цвета.
Материалы и цвета
Вся наша посуда от начала и до конца делается вручную: от создания изделия до глазуровки, загрузки печки и шлифовки. Сейчас мы работаем с достаточно простыми материалами и пытаемся с их помощью добиться чего-то необычного. Все глазури мы замешиваем сами, не используем готовые магазинные цвета. Это очень важно для нас не только из-за имиджа, но и с точки зрения оптимизации себестоимости, плюс мы можем полностью контролировать процесс: добавить или убавить яркость, поменять оттенки. Это непросто: одни и те же пигменты по-разному реагируют с разными добавками, и приходится делать огромное количество проб, прежде чем прийти к идеальному результату. Трудно ответить заказчику на вопрос «Неужели вам сложно вот такую синюю переливчатую глазурь сделать?». Да, чтобы ее сделать, нам нужно разработать рецепт, найти все компоненты (а в России с этим иногда туго. Бывает, нужны какие-нибудь сложные химикаты, например бората кальция или окиси титана), далее — сделать десяток образцов, обжечь их, проанализировать результат, внести изменения, снова обжечь, и так далее.
Это очень и очень кропотливая работа, а увидеть результат до обжига невозможно, так как «сырые» глазури выглядят совсем иначе, чем обожженные. У нас в мастерской есть стена и внушительного размера ящик с пробниками глазурей. Но только некоторые цвета «оседают» в наших основных коллекциях. Мы всегда советуемся и прислушиваемся и зачастую поддерживаем идеи друг друга, умеем входить в общий поток, где из обсуждения, накидывания эскизов рождается что-то, что нам по душе.
Заказчики и заказы

«
Первым нашим заказчиком стал ресторан Patara Café на Патриарших прудах, ребята попросили нас предложить новое видение традиционной грузинской посуды.

»
Нам очень повезло с заказчиками. Вышло так, что наша работа строится на доверии. Так как, в основном, мы работаем с концептуальными ресторанами, наши клиенты ожидают к себе индивидуального подхода и часто просят нас разработать кастомный дизайн. Мы понимаем, как трудно не выбирать из готовых линеек, а довериться мастерам в создании чего-то абсолютно нового для своего проекта. Первым нашим заказчиком стал ресторан Patara Café на Патриарших прудах, ребята попросили нас предложить новое видение традиционной грузинской посуды. И мы очень любим этот проект. Сегодня мы работаем с интересными ресторанными проектами по всей стране — совсем недавно, например, сдали посуду для нового кафе от создателей Zuma во Владивостоке. Мы получили интересную возможность поработать над посудой для обновленной Шоколадницы, обожаем сеть Friends Forever, работаем со многими ресторанами Ginza Project и классными локальными проектами, вроде Masters and Margaritas, Mitzva Bar, Delicatessen, Эклерная Клер.
Студия
Это, пожалуй, наш самый сложный и интересный проект — поднять производство с нуля. За те полтора года, что мы базируемся на Электрозаводе, мы делали перестановку в мастерской восемь раз. В процессе работы понимаешь, как все организовать, какие вещи — первая необходимость, а без каких можно обойтись. То есть создание мастерской — это бесконечная work in progress. Осенью мы арендовали дополнительное помещение для печек, с ними стало слишком жарко в мастерской, хотя изначально этого не планировали. И ещё мы постоянно увеличиваем количество инструментов и стеллажей.
И сейчас, когда мы оборачиваемся назад, смотрим фотографии помещения, которое когда-то арендовали и понимаем, как оно изменилось, — сами себе не верим. Как из темного пространства с низким навесным потолком и облезлыми стенами получилась светлая и просторная мастерская? В нее было вложено много сил и любви. Сейчас мы проводим собеседования ребят в нашу команду и многие отмечают, как редко встречаются такие аккуратные производственные помещения, как наше.
Любимые объекты

«
Разгружать печки — почти как распаковывать подарки, очень приятное чувство предвкушения.

»
Сложно выделить какую-то отдельную вещь, так как все в мастерской мы тщательно продумывали и выбирали для себя, методом проб и ошибок находя правильные решения.
Мы любим наши печки, потому что именно в них происходят настоящие чудеса. У них как будто есть характер, они могут взбрыкнуть, а могут, наоборот, выдать потрясный результат. Разгружать их — почти как распаковывать подарки, очень приятное чувство предвкушения.
Самодельные часы. Мы больше года страдали без настенных часов, но рука не поднималась их купить, хотелось сделать самим. Для них то и не находилось места в печке (слишком большие), то мы не могли придумать, как их покрасить, то часовой механизм не подходил. Год ушёл на создание. Они не то чтобы какие-то потрясающие, но дались нам нелегко и стали очень удобными, а также дали нам толчок к тому, чтобы выпускать настенные керамические часы. Хотим теперь и этим заняться!
Что такое Агами?
Агами — птица из семейства цаплевых, редкая, с безумно красивым оперением. Мы единогласно выбрали ее своим тотемом. Про ценности: на первых порах, немного напуганные такой ответственностью (аренда, сотрудники, зарплаты), мы думали, что выполнение финансового плана — наш главный приоритет. И, к сожалению, из-за этого пару раз согласились на заказы, к которым не лежала душа. Стоит ли говорить, что они обернулись ужасной головной болью? После мы решили, что ни в коем случае больше не будем делать то, во что сами не верим. Иначе какой смысл? И, о чудо! Выбрав этот подход, мы нисколько не потеряли в заказах, а стали чувствовать себя гораздо увереннее и гордиться своими проектами! Возможно, это простая истина для тех, кто давно занимается бизнесом, но нам она открылась только после того, как мы набили пару шишек. Почти все мы имеем опыт работы в рекламе, а это значит, что мы сполна наелись стрессами и дедлайнами, и сейчас мы стараемся найти баланс и перестать паниковать из-за рабочих кризисов. Не всегда удается, но мы над этим работаем. Ведь, если работа не приносит радости, как можно ожидать классного вдохновенного результата?
Цели

«
Мы хотим сохранить в производстве ручную работу, но выйти, в итоге, на серьезные объемы.

»
Наша великая цель — создать производство, которое заменило бы в России (или, для начала, хотя бы в Москве) зарубежные бренды масс-маркета. Мы хотим делать лаконичную, и при этом недорогую посуду, удобную, и при этом для души. Мы хотим сохранить в производстве ручную работу, но выйти, в итоге, на серьезные объемы. Сейчас мы — одна из немногих мастерских, которая, помимо ритейла, способна снабжать посудой рестораны в адекватные сроки и с достойным качеством. Безусловно, мы видим, куда расти и с точки зрения процессов, и с точки зрения итогового продукта. С каждым заказом мы совершенствуемся: например, недавно сертифицировали свою продукцию в соответствии с ГОСТ, постоянно разрабатываем новые глазури, дорабатываем существующие линейки и придумываем новые, пробуем разные технологии производства, прокачиваем и стараемся развивать нашу команду.
Вдохновение
Мы вдохновляемся в основном скандинавами и японцами — пока что воспринимаем их как небожителей, до которых нам далеко. В ближайшем будущем планируем встать на соседних полках в европейских магазинах. Хочется сделать модный российский керамический бренд, который и с точки зрения дизайна, и с точки зрения качества будет соответствовать ассортименту лучших мировых концепт-сторов. Почему так амбициозно? У нас появляются первые заказчики за рубежом, они находят нас через инстаграм, через дизайн-блоги, которые каким-то чудесным образом ссылаются на наши работу, плюс здорово поднимают самооценку друзья-иностранцы, требующие завести английскую версию интернет-магазина. Fingers crossed, как говорится. Мы очень стараемся.