Меню
Стиль в фильме
Человек ниоткуда
Вспоминаем запрещенную в советское время комедию Эльдара Рязанова, наслаждаемся легким стилем 60-х и задаем наивные вопросы современному обществу
Текст: Дмитрий Коновалов · 22 мая 2018
Сюжет кинофильма «Человека ниоткуда» разворачивается во сне героя Юрия Яковлева, амбициозного ученого-антрополога Поражаева. Он отправляется в фантастическое приключение во время научной экспедиции, после внезапного падения и удара головой. Там он попадает в плен к первобытному племени людоедов Тапи, где должен быть зажарен на огромной сковороде вместе с осужденным за мягкосердечность людоедом по имени Чудак, сыгранным Сергеем Юрским. Спасая себя и нового товарища по несчастью, ученый бежит в Москву, где хочет доказать существование удивительного племени. Именно здесь, благодаря свежему взгляду непонятливого, чуждого цивилизации людоеда, начинается комедия абсурда, сатира на советское общество.
Фильм стал третьим в режиссерской карьере Рязанова. В 1961 году картина — со всей ее буффонадой, фантастическим сюжетом и размышлениями о становлении индивида в обществе — стала экспериментом для большого экрана. Фильм не пришелся по душе людям «сверху» и ничтожно мало продержался в кинопрокате. После ряда критических статей и выступлений партийных деятелей фильм был отправлен на полку как «брак в области искусства». Запрет сняли больше, чем через два десятка лет, в 1988 году, после чего картина смогла вернуться на экраны.
Декорации выглядят нарочито бутафорскими и театральными. Героев окружают яркие шкуры диких животных: тигры, жирафы, зебры. Взгляды и манеры здесь царят дикие. Некоторые объекты обихода гротескно цивилизованны — например, огромные ножи, вилки, или изящное кресло вождя. Его, как и трех других главных антагонистов, исполнил Анатолий Папанов.
Неуемного и эксцентричного гостя мегаполиса приходится выдавать за одного из участников Спартакиады, и в доказательство отправиться с ним на стадион. В советской идеологии спорт занимал важное место. Созданием формы атлетов занимались первопроходцы конструктивизма. Здесь применялись самые смелые решения, яркие цвета и совершенно новая геометрия, дабы подчеркнуть создание человека новой формации. Визитной карточкой самого героя стал белый свитер с горлом — практичная униформа летчиков, альпинистов и спортсменов.
Москва, дом ученого-антрополога, встречает зрителя во всей красе! Мы видим все лучшее сразу: наконец-то достроенную гостиницу «Украина», Лужники, ВДНХ, театры, научные конференции, лаконичную моду 60-х. Поскольку все происходит в воображении ударившегося головой героя, здесь нашлось место и фантастике — герои пользуются авиа-такси, а в конце фильма антрополога отправляют в космос для установления связей с жителями других планет.
В финале фильма Чудак-людоед научился быть человеком, и «не есть друзей»; упертый «физик, а не лирик» Порожаев смог рассмотреть привычную действительность под иным углом, отстояв свои представления о доблести, морали и чести. Воплощенная в реальность мечта режиссера получилась такой же яркой, как и сон героя фильма. Мечтательная эпоха 60-х давным ускользнула от нас и ушла, оставив желание бороться за позитивные перемены и нежную любовь к фантастическим приключениям.