Меню
интервью · махачкала
Epi.Cur
Обсуждаем с Умой Уллубиевой как выстраиваются творческие процессы в работе над брендом украшений Epi.Cur, как влияет ассоциативный ряд на зрителя, и о том, как воспоминания диктуют вдохновение
Текст: Эльмира Минкина · Фотографии: Камила Бэнкс · 7 мая 2019
Ума, как появился бренд?
Ещё в 2011 году я начала создавать цветочные украшения из полимерной глины. Они сильно отличались от того, что я делаю сейчас. С течением времени, с опытом, стиль менялся и трансформировался. Изменилось и моё видение украшений, поэтому сейчас я могу делать более концептуальные изделия.
У Epi.Cur очень красивый инстаграм, кто его ведёт?
Страница в Instagram задумывалась как некая экспериментальная площадка. Вначале выкладывала всё, что увлекало и вдохновляло, делала коллажи и собиралась снимать видео. Чёткого плана роста или бизнеса не было, только какая-то потребность в визуальном выражении. Изделия, которые создавались в тот период, не продавались, а просто дарились друзьям. Но настал момент, люди стали подписываться, интересоваться, писать, кто-то захотел что-то приобрести, и процесс пошёл.
У тебя есть какое-то специальное образование?
Я училась на финансиста. Потом поняла, что это вообще не то, чем хочу заниматься в жизни. На третьем курсе перешла на заочную форму обучения, чтобы посвящать больше времени творчеству. Профильного художественного образования у меня нет! Некоторое время я отучилась на декоратора, потом — несколько месяцев модному дизайну у выпускницы Британки. Тем не менее в основном я самоучка.
Почему именно бижутерия?
Мне нравится вдохновляться прошлым, делать что-то аутентичное и использовать при этом современные материалы. Бижутерия позволяет воплощать все мои идеи.
Есть у названия марки подтекст?
Нет! Оно созвучно с именем древнегреческого философа. Никакого посыла и скрытого значения здесь нет.
Что стало отправной точкой коллекции «Мыслеформы»?
Она была сделана осенью 2014 года, в разгар личного кризиса. В тот момент я не понимала, в каком направлении двигаться дальше. Была в состоянии глубокой меланхолии. Именно в это время возникла острая потребность сделать что-то новое, воплотить смятение в красоту и объект.
Запустился творческий процесс?
До этого я делала яркую цветочную бижутерию, которая пользовалась неплохим спросом. Но вдруг возненавидела всё, что делала раньше. Хотелось перечеркнуть прошлое, начать сначала и с чистого листа. Мне сложно сказать, что означают комбинации символов в моих украшениях. Тогда я не делала скетчей и зарисовок, не было никаких задумок или черновиков. Всё сложилось интуитивно, само, в процессе работы. Словно я сразу видела уже готовую картинку. Будто разом сложился пазл, и то, что пару лет назревало в фоновом режиме сознания, наконец само по себе обрело форму.
О чём новая коллекция и как она называется?
Конкретного названия нет. Источник вдохновения — старый советский радиоприёмник моего дедушки, на который недавно наткнулась. Вспомнилось, как каждое утро в доме бабушки и дедушки начиналось с утренней передачи на радио «Маяк», с запоминающихся позывных; саму обстановку дома и то, как в нём чётко отражался дух советского времени. Эта тоска по ушедшей эпохе, мне захотелось сохранить, передать, перенести эти воспоминания.
Для твоего творчества важна грусть?
Наверное, это питательная среда для меня. Я стала перебирать свой ассоциативный ряд, остановилась на гранёной хрустальной винтажной посуде. Эти узоры перенесла в украшения, и они воплотились в коллекции. Многое из настроения также отразилось в съёмке и стилизации.
С чего вообще начинается работа над коллекциями?
Сначала собираю мудборд, кратко описываю концепции, иногда делаю черновики и зарисовки. Потом начинается работа с глиной, формовка и вырезание фигур. После чего изделия запекаются и обрабатываются — покрываются лаком или полируются. А на последнем этапе происходит сборка и прикрепление металлической фурнитуры.
Epi.Cur — это «коллективный разум»?
Нет, я выпускаю украшения совсем крохотными тиражами. Справляюсь со всем сама. По этой же причине у меня нет мастерской — вернее, моя мастерская находится у меня дома.
Как думаешь, в чём состоит путь художника?
Мне нравится, что говорит об искусстве внук Чарли Чаплина, артист Джеймс Тьерре:
«Я не хочу рассказывать истории, а хочу играть с темой и воображением, чтобы зритель включил свою фантазию». Эти слова актуальны для любого искусства. Цель творчества — дать пищу для размышлений, заставить напрячь голову, пролистать ассоциативный ряд. Заглянуть за что-то большее. Или предложить какие-то иные культурные коды, которые зритель пытается растолковать.
Как твоя жизнь и искусство соотносятся с тем, что ты живёшь в Махачкале?
Хочется, чтобы дагестанское искусство развивалось! Мне безумно важно работать с культурным наследием. Трансформировать его в контексте сегодняшнего дня, с помощью современных материалов и технологий. Одна из ранних серий украшений вдохновлена древними дагестанскими чугунными и гончарными фигурками. Я хотела сделать нечто аутентичное, но на современный лад. Та коллекция получилась собранной из цветных брошей с горянками, мулами и кувшинами.
Какие украшения носишь сама?
Чаще всего — свои. Космическое чёрное кольцо. Любимый браслет, вдохновлённый «Цветом граната». Абстрактные броши «Малевич». Ещё очень люблю винтажные украшения!
Какие планы на ближайшее время?
Хочу выпустить линейку аксессуаров, поэкспериментировать с металлом и новыми материалами. Ещё планирую начать сотрудничать с шоурумами и расширить производство.
Если бы тебя попросили описать Epi.Cur одним словом, это было бы…
Море!