Меню
В студии · москва
Галерея Марии Фофановой
От керамики — к иконам: как художница Мария Фофанова пришла к божественному; о том, как важны изысканные мелочи, и о картине стоимостью в зарплату инженера
Текст: Эльмира Минкина · Фотографии: Валерий Белобеев · 26 декабря 2019
О «Галерее Марии Фофановой»
Это название моего сайта, на котором представлены три направления творчества: керамика, церковное искусство и интерьерные росписи. Потом и на сайте LMBD.ru появилась одноимённая страница, и я даже удивилась, но получилось здорово. Галерея — как раз такое пространство, где можно выставлять разных авторов, чем я иногда и занимаюсь. Кстати, в Москве нет галереи керамики. Поэтому, люди добрые, занимайте нишу.
О пути и учителях
У меня было три прекрасных учителя. Первый — Валерий Алексеевич Гераскевич. Мне 15 лет, городская художественная школа №1 на Пречистенке. Прекрасный художник, артистичный тонкий человек, преподаёт легко, как дышит. Мне кажется, за свою пятидесятилетнюю преподавательскую жизнь он выучил половину московских художников. Художественный вкус и широта взглядов начались с него. Кто-то должен объяснить московскому подростку, что Сезанн — это одно, Шишкин — другое, а Шагал — это третье. Кстати, Валерий Алексеевич заходил к нам на декабрьскую «Ламбаду» на Трёхгорке, увёз, пританцовывая, целую пенсионерскую сумку подарков.

Второй мой прекрасный учитель — Строгановка, отделение керамики, точнее — замечательный советский керамист Евгения Семёновна Лукинова. Да простят меня все строгачи, холодно отношусь к самой Строгановке, но обожаю Евгению Семёновну. Лёгкость, изящество, цепкий профессиональный ум, преподавательское, прямо-таки материнское чутьё, при этом глубокая внутренняя свобода, какое-то неубиваемое внутреннее диссидентство, в эпоху кромешного брежневского застоя она нас всех просто спасла.
Третий мой прекрасный учитель — иконописец Людмила Ивановна Минина. Когда я стала верующим человеком, у меня сформулировалась мечта начать писать иконы. Мечта истерическая до слез. Когда жила однажды паломником в Оптиной пустыни, меня послали на послушание помыть пол в иконописной мастерской. Так в слезах и мыла. Слава Богу, никого там не встретила и не перепугала. Как-то на улице, поднося ко рту мороженое в день окончания Петрова поста и благочестиво это мороженое перекрестив, заметила красивую женщину, которая прошла мимо и улыбнулась. Этим же летом, ходя по храмам и узнавая, не учит ли кто-то где-то иконописанию, встретила эту красивую женщину как руководителя группы учеников. Как оказалось, живёт в соседнем доме. Можно было без истерик учиться! Так образовалась наша небольшая бригада — Людмила Ивановна Минина и ученики. Вместе писали иконостасы, расписывали стены, ездили в разные интересные командировки.

«
Кто-то должен объяснить московскому подростку, что Сезанн — это одно, Шишкин — другое, а Шагал — это третье

»
О работе с художниками
Это вообще очень сложно. Всё время спорим, каждый отстаивает своё мнение, каждый как художник прав, но работа-то совместная! Секрет удачи — в уважении, доверии и любви. У любого художника есть свои сильные стороны, и мы, собственно, друг о друге всё знаем, кто что лучше умеет. Довериться, очертить зону свободы, отпустить. Вовремя похвалить. В совместной работе очень удобно, что выбирается старший, капитан, руководитель. Можно сколько угодно ругаться, спорить, а решает — руководитель. Монархия. Очень удобная вещь для жизни.
Мария Фофанова с внуком Прохором
О гении
Я считаю, что художественное образование по крайней мере не вредно. Но ни Микеланджело, ни Матисс не получили специального образования, они упорно учились у прекрасных художников в прекрасных мастерских. Правда, есть гениальные наивные художники, такие как наши замечательные бабушки — Полина Андреевна Райко или Зинаида Петровна Бабина. Их учила только тяжелейшая жизнь, доказывающая, что художниками рождаются. Но лично я не добилась бы ничего без школы. И если бы я могла задать вопрос любому человеку, я бы спросила: «Александр Сергеевич, вы нарочно так поступили?»
О кризисе веры в керамику
После знакомства с иконописью оказалось, что два дела совмещать невозможно. И в 2000 году я оставила керамику. Она стала для меня как неживая. Делать для чего? Делать, чтобы продать? Салон? непереносимо скучно. Творчество? Если можно писать образы, если можно расписывать храмы, остальное в то время потеряло смысл. Я была уверена, что оставляю керамику навсегда, что буду всегда заниматься иконой. Хотела гончарный круг подарить в детский дом, оказалось, им не нужно. А в 2010 году случилась интересная вещь, а именно — непереносимая жара в Москве, с ядовитым смогом и температурой 35-40 градусов. Невозможно делать ничего, ни читать, ни гулять, ни рисовать, ничего вообще! Почему-то нельзя было из Москвы уехать, но оказалось, что можно лепить! Так и закончился десятилетний керамический перерыв — холодным душем два раза в день и возвращением к истокам.

И когда в 2013 году иконописные заказы в нашем маленьком коллективе необъяснимо прекратились совсем, я промучилась ожиданием и поисками работы недолго. Я помнила, что я могу лепить, что у меня прекрасная профессия, и если я перестала быть нужной здесь, может быть, я нужна там? Союз художников был так рад моему возвращению в ряды, что сразу дал мне мастерскую. Творческие группы и симпозиумы вернули сознание опять к понятию «творчество», и оказалось, что все от меня ждут керамическую скульптуру.
О сакральном и земном
Заниматься иконописью — это значит вникнуть в образ, творчество по возможности устранить, не выпендриваться, себя не выпячивать. Мощно, строго, скромно, красиво.

Керамическая скульптура — это, конечно, роскошь. Как хорошая живопись, как любое произведение искусства, это роскошное излишество интерьера. Я обожаю скульптуру со Строгановки, где на первом занятии нам рассказали, как один древний грек умер. От голода. Он не мог оторваться и отойти поесть, потому что он лепил! Когда я веду занятия у детей, я им рассказываю про грека.

Скульптура рождается внутри, сюжеты рассыпаны кругом, если бы было время воплотить их все...

«
Скульптура рождается внутри, сюжеты рассыпаны кругом, если бы было время воплотить все рассыпанные кругом сюжеты

»
О рабочем месте
Организация пространства, обстановка, как выяснилось, для моего творчества не важна вообще! Любуюсь на репортажи из разумных прекрасных мастерских с налаженным процессом, порядком и чистотой и думаю, что у меня никогда не было правильного пространства для работы. Но всегда было много разных семейных обязанностей. И я просто привыкла к удобству иметь рабочее место прямо рядом с обязанностями.

Единственное, что необходимо, — это время. Времени должно быть много. Тогда вполне комфортно в любых обстоятельствах сделать что-то. И успокоиться. Когда обязанности и суета зашкаливают и не удаётся поработать несколько дней — вот тогда это беда. Неудовлетворённость и злость.

Конечно, для больших вещей нужно ещё и много места. Но тут как придётся! На керамических симпозиумах работают в палатках и сараях, когда пишешь на стене, можно стоять на груде ящиков или висеть в альпинистском снаряжении в пролёте лестницы, когда расписываешь потолок — лежать на спине или балансировать наверху стремянки.
О вдохновении
Вдохновляет меня всё древнее искусство. И приводит в ужас многое современное. Расчеловечиванием, потерей смыслов, бесконечным формотворчеством. Вдохновляют примеры художников, служащих бескорыстно своему дару, истине. Только так художник счастлив. Пиросмани работал за обед, а Матисс говорил: «Я верю в Бога, когда... я работаю». По прошествии времени только такое отношение к своему дару вызывает уважение.
О творческом балансе
Мне интересно развиваться во всех направлениях, в которых я когда-либо работала, как сложится дальше, я вообще не знаю. Последний год я посвятила керамической иконе. Если уж так получилось, что я много умею в разных жанрах, это надо соединить! Удалось. Даже удалось одну икону смонтировать на храм. Керамическое украшение русских храмов — глубокая историческая традиция, мне бы хотелось больше подобных работ.

С застоями и творческими кризисами мне легче, чем многим: я могу сменить тему, направление деятельности. А все знают, что смена деятельности — это отдых. Когда чем-то не занимался год, смотришь другими глазами, и многие проблемы снимаются. А также в силу возраста и опыта я точно знаю, что «пройдёт». Даже если очень грустно и тоскливо и ощущаешь себя полной бездарностью, пройдёт через три-пять дней.

«
Секрет удачи — в уважении, доверии и любви

»
О коммерческой керамике
Коммерческая — она же тиражная. Возможность повторить и растиражировать чашку, статуэтку, сувенир, блюдо — это же уникальная возможность. Вещь остаётся авторской и неповторимой, а художник совершенствует технику и идею, доводит всё до высшей точки. Как правило, уникальная художественная вещь замыслу не соответствует. Этому можно либо очень обрадоваться — «Эта вещь сама родилась, я и не думал...», — либо огорчиться — «Ах, опять не получилось!». А тут, в тираже, — пожалуйста, повторяй, совершенствуй! Тираж — это работа на покупателя в лучшем, творческом, смысле этого слова. Надо человека удовлетворить, утешить, предложить ему вещь, которая решит его проблемы. Чаще всего он её подарит, а значит, это возможная радость для двух людей. Даже трёх, включая меня. В общем, тираж — это супер. Если не халтурить и не очень уставать.
Об изысканных мелочах
Функциональную вещь сделать сложнее. Прекрасный керамист Николай Туркин, безвременно ушедший от нас в этом году, говорил: «Можно сколько угодно выпендриваться и говорить о высоком, а ты сделай сначала хороший чайник или хорошую чашку, после этого с тобой как художником поговорим». Современный зритель настолько искушён и пресыщен, что его необходимо удивлять. Всё неудивительное он приобретёт и без нас. А нам осталось удивительное и трогательное! Изысканные мелочи — это мой ответ взыскательному покупателю, который хочет сделать уникальный, ни на что не похожий и трогательный подарок.
Или как-то для себя запечатлеть своё чувство.

«
Изысканные мелочи — это мой ответ взыскательному покупателю, который хочет сделать уникальный, ни на что не похожий и трогательный подарок

»
О «Ламбаде»
На каждую ярмарку зову с собой коллег-художников, и у меня получается небольшая галерея. Вот и на 28-29 декабря пригласила Хелену Хлендовскую и Светлану Могутину. А на ярмарку попала из любопытства — посмотреть на марку «Конечно». Очень понравился дух и настроение ярмарки. Очень понравилось большое количество молодых людей. Они никогда и ни за что не увидят то, что мы можем делать, если мы сами к ним не придём, потому что мы с ними непересекающиеся реальности. В данном случае мы — московские профессиональные художники-прикладники.

Сначала даже хотела делать специальные «молодёжные» серии, но оказалось, что они не нужны! Мой обычный «тираж» нашёл здесь своего зрителя и покупателя.
О покупателях
На каждом маркете выслушиваешь столько тёплых слов! «Наш» человек начинает улыбаться издали, едва завидев стол. Потом подходит, останавливается, долго рассматривает, не переставая улыбаться, поднимает глаза на авторов и начинает говорить тёплые слова. И так один человек за другим. Раз-два в год — отрадная психотерапия. Очень хочется продолжать делать этим людям хорошо, тем более что я знаю как!

Но самый запомнившийся покупатель был очень давно, в юности, на молодёжной выставке. Я тогда еще писала картины, и картина была безумная — довольно большой портрет на брейгелевском зимнем фоне, бабушка с тёмно-красным абстрактным лицом, в шапке высокой, как Вавилонская башня, с диагональным рисунком, как тогда вязали. Нина, инженер, нашла меня и умоляла продать эту страшную старуху. Предлагала цену — свою месячную зарплату. Я высокомерно отвечала, что не могу разрушить прямо сейчас экспозицию молодёжной выставки. Но друзья объяснили, что, наоборот, я должна просто немедленно это сделать. Нина была счастлива. Такова страсть коллекционера! Я эту страсть очень уважаю и сама стараюсь покупать у друзей понравившиеся мне работы.