На моё решение большое влияние оказала тётя — художник по стеклу — Наталия Ильинична Левицкая. В юности я слушал её рассказы о работе на советских заводах, о сотрудничестве с Верой Мухиной и Александром Дейнекой. В 1959 году Наталия Ильинична участвовала в создании кафедры художественного стекла в Строгановке. Эти истории произвели на меня сильное впечатление.
Когда настало время выбирать вуз, другого варианта я не рассматривал. Мои преподаватели — Майя Якушева, Любовь Савельева, Фидаиль Ибрагимов — научили меня любить стекло во всех его ипостасях — будь то горячие или холодные технологии обработки.
О начале пути
Когда я окончил в 2006 году Строгановский университет по кафедре художественного стекла, у меня не было чёткого творческого направления. Я занимался витражами, мозаикой, изготавливал золотую смальту на заказ. Тогда я придерживался простого правила: если можешь не заниматься искусством — не занимайся.
Со временем я понял, что не делаю ничего для души, и почувствовал необходимость вернуться к художественному стеклу. Я воспринимал это не как индивидуальное творчество, а как коллективную работу — как выход к людям.
«
Я воспринимал это не как индивидуальное творчество, а как коллективную работу — как выход к людям.
Во время учёбы мы проходили практику на стекольном заводе — там я познакомился с работой стеклодува. Мои первые изделия мы с ним создавали вместе: я выполнял незначительные операции, а стеклодув дул и лепил. Это меня не устраивало — я хотел всё делать сам.
При первой возможности я приобрёл небольшую печь, созданную по проекту петербургского «философа стекла» Ивана Петровича Козицына, и стал учиться самостоятельно — методом проб и ошибок. Во время ковидного локдауна мне посчастливилось остаться наедине со своей печкой, и никто не мог мне помешать. Я много раз повторял одни и те же действия, отрабатывал приёмы, добиваясь нужного результата.
Меня вдохновляло античное стекло — его простота, живая неровность, лаконичность форм. Моё первое изделие — мутноватая сине-зелёная бутылочка — формой напоминала найденные на раскопках в Помпеях. Каждое моё изделие уникально — серийный подход для меня скучен.
О философии
Когда я начал дуть стекло, стало ясно, что моей целью является не просто создание объектов, а формирование сообщества «маньяков» — увлечённых стеклом мастеров.
Я стремлюсь создать производственную базу, где эти люди смогут реализовывать творческие замыслы и продавать свои изделия. Мне интересно мыслить масштабно — я хочу, чтобы IGLASS стало устойчивым предприятием, которое будет работать и после меня.
О процессе работы
Выдувание одного изделия может занимать совсем немного времени — например, на лампаду нужно всего семь минут. Но это — финальная стадия. А до неё — подготовительные работы, эскизы, изготовление рабочих форм, поиск нужного стекла, шлифовка и гравировка, многочисленные переделки — большой и кропотливый труд.
Сейчас мы делаем реконструкцию комплекса лампад в старинных семисвечниках для одного московского храма — работа длится уже год. Стекло — это долго. Стандартный срок изготовления даже небольшого заказа из горячего стекла — около двух месяцев.
О команде
У IGLASS есть несколько направлений: — производство цветной и золотой смальты для мозаики; — напилка и наколка смальты; — стеклодувное производство и художественное стекло.
Во главе каждого направления стоит бригадир, который отвечает за организацию работы, соблюдение технологий и качество продукции. Бригадир стеклодувного производства — Евгений Антоненко, человек с глубоким интересом к стеклу и большими профессиональными планами, который всегда готов осваивать новые технологии.
В его команде — Егор, Вика, Манана и другие — не просто сотрудники, а единомышленники, которые дружат семьями и даже вместе проводят отпуск.
Среди классиков я бы выделил художника-концептуалиста Бориса Смирнова — он умел формировать внутри стекла оригинальные пространства и смыслы. Интересен поэтический взгляд на материал у Любови Савельевой. Из современных художников мне нравится Андрей Криволапов — прирожденный скульптор стекла.
Если говорить о зарубежных мастерах, мне близка практика Джереми Максвелла (Jeremy Maxwell). В начале своего пути я много времени проводил перед большими окнами его парижского ателье — наблюдал за работой, стараясь постичь секреты ремесла. Также назову стеклодува Томаса Сегауда (Thomas Segaud). Он — пример для меня в работе с людьми на мастер-классах, да и вообще отчаянный оптимист, заряжающий всех энергией.
Особое внимание я сейчас уделяю технике круглого моллирования — считаю её одной из самых сложных и богатых внутренним содержанием. Параллельно продолжаю работать с выдуванием.
О любимых проектах
Я слежу за развитием проекта FRESH.GLASS, особенно меня интересуют работы Даши Болховитиной. Также отмечу скульптора Ольгу Варцер и Анну Павлову с ее проектом Mineral Weather. С Аней у нас сложилось плодотворное сотрудничество — мы сделали для ее проекта много стекла. Она для меня — пример в дизайне.
Недавно я познакомился с мастером по дереву Дмитрием Рытяевым (Woodinhands) — его подход к материалу мне особенно близок.
О планах на будущее
Планирую заняться освещением — хочу разработать собственную линейку ламп и люстр. Также интересны коллаборации с мастерами, работающими с деревом и металлом, — для поиска гармоничного синтеза стекла с различными материалами.