Меню
Место · москва
КОТОМКА.ZERO
Создательницы пространства КОТОМКА.ZERO Екатерина Сиденко и Дарья Струк рассказали о магазине товаров осознанного потребления, экологичном образе жизни и скором открытии нового места
Текст: Анна Юханова · Фотографии: Валерий Белобеев · 8 июля 2021
Как все началось
Катя: Нам с Дашей по 23 года. Мы знакомы со школы, учились в параллельных классах, но много общаться стали уже после выпуска. Просто поняли, что разделяем интересы и взгляды друг друга. Начинали с винтажного магазина, он работал где-то полтора года. Это был первый опыт ведения своего дела. Примерно в то время мы всерьёз увлеклись идеей разумного потребления. В России был только один магазин zero waste, очень маленький. И я предложила Даше попробовать экологизировать свой быт, а вместе с тем создать пространство с лекторием и кафе, чтобы объединить единомышленников, организовать своего рода комьюнити. Так мы открыли «Котомку». От винтажного магазина пришлось отказаться. Сейчас нашему проекту уже два года.
О пространстве
Пространство условно поделено на две части: кафе и магазин. В кафе приглашённые эксперты читают лекции об экологии, а иногда и на другие темы — не просто познавательные, но и объединяющие, близкие многим: об искусстве, кино... Мы стараемся делать встречи бесплатными или назначать минимальную цену, чтобы гости чувствовали себя комфортно. В магазине представлены товары осознанного потребления — всё то, что помогает жить без лишнего мусора.
О команде
У нас достаточно большая команда. Есть помощники, которые вместе с нами заняты в управлении, настраивают определённые процессы. Наши управляющие могут всё! В начале пути они были простыми консультантами, в которых мы заметили рвение, желание делать что-то большее. Мы стали вкладываться в них, давать больше ответственности и возможности попробовать себя в чём-то более глобальном. Ещё в «Котомке» есть менеджер, курирующий закупки и интернет-магазин. В офлайн-магазине работают продавцы-консультанты, в кафе — несколько бариста и повар.
О кафе
Кафе — особенный бизнес. Он устроен совсем не так, как магазин. Совмещение разных дел — сложная, но бесконечно интересная работа. У нас есть меню напитков и меню с едой — вегетарианской и веганской. Их делали разные люди. Особенно интересна судьба напитков. Шеф-бариста менялись, обновлялось и меню. Сейчас придерживаемся концепции, разработанной совместно с шеф-бариста Никитой Старостиным. Он предложил отказаться от молока животного происхождения и перейти на растительное.
Об отходах
Жить и организовывать бизнес без отходов невозможно. Отходы были, есть и будут. Мы стараемся минимизировать их количество. Стремимся к идеалу. Сдаём бутылки на переработку; прописывая сезонное меню, планируем несколько позиций из тыквы, например, чтобы не выбрасывать остатки, а использовать целый плод. Обязательно выбираем сезонные продукты. Но не можем отказаться от авокадо: тост с авокадо любим и почитаем круглый год.

Новые экологичные привычки в кафе внедряются медленно, постепенно, но зато хорошо укореняются. Сотрудникам тоже нужно приспосабливаться к такому распорядку: учиться правильно мыть и сдавать на переработку вторсырьё, например.
Образ жизни — zero waste
Наш собственный быт ещё далёк от экологического идеала. К сожалению, без чёткой программы государственного уровня общество вряд ли способно прийти к высокому уровню организации безотходного быта. Но многие экопривычки можно приобрести и самостоятельно. Например, заменить одноразовое на многоразовое.

Катя: Сама я совершала переход на zero waste и экологичный образ жизни в целом плавно — и всё равно временами перегорала. Поэтому советую, например, не начинать с сортировки мусора: это по-настоящему тяжело. Начинать следует с чего-то понятного, простого, близкого лично вам. К примеру, если часто едите вне дома, купите красивый стакан-тамблер и носите его с собой, заменив тем самым одноразовую посуду. Если пользуетесь косметикой, попробуйте многоразовые ватные диски и палочки. Главное, чтобы переход был лёгким, едва заметным для вас самих.

«
Многие экопривычки можно приобрести самостоятельно. Например, заменить одноразовое на многоразовое.

»
Чтобы сортировать мусор, нужно понаблюдать за содержимым вашего ведра и постараться минимизировать количество отходов. Например, если вы покупаете молоко в тетрапаках, попробуйте отказаться от этой привычки. Отдайте предпочтение бумажной, а в идеале — стеклянной таре.

Даша: Для успешной сортировки и сдачи мусора на переработку важно также то, где вы живёте. Если поблизости нет пункта приёма, это неудобно и побуждает быстро бросить затею. Стоит искать баланс, вводить те атрибуты экологичного образа жизни, которые не требуют серьёзных усилий. Главное — придерживаться нормы, в которую веришь, которая доступна и комфортна.
О любимых товарах
Самые популярные товары нашего магазина — стаканы, которые можно брать с собой, менструальная чаша и вещи, которые нужно часто менять: зубные щётки, ватные диски и так далее. Мы сами используем многое из того, что продаётся в «Котомке».

Даша: Я очень рекомендую всем покупательницам менструальную чашу. Для меня это о здоровье и заботе о себе. С менструальной чашей чувствуешь себя свободнее. Жизнь больше не делится на два периода. Не надо беспокоиться, когда едешь на море, идёшь на тренировку. На чашу легко перейти. Первый момент, конечно, странный. Старшее поколение часто смотрит на чашу с недоверием. Но после того как попробуешь, сомнения проходят. В этом нет ничего страшного. Плюс это безопасно и проверено. Разумеется, если есть какие-то проблемы, мы советуем покупателям заранее проконсультироваться с гинекологом.

Совсем не прижились в моём быту хлопковые ватные диски. Мне неудобно ими пользоваться. Хотя для многих это просто супернаходка, любимый товар. Если сильно переживаешь по поводу отходов, есть вариант найти косметику, которая вообще не требует использования ватных дисков и прочих вспомогательных средств. Всегда можно подойти к проблеме с другой стороны. Не нужно скупать весь наш магазин, чтобы жить экологично. Исходите из своих привычек и потребностей.

«
Не нужно скупать весь наш магазин, чтобы жить экологично. Исходите из своих привычек и потребностей.

»
О покупателях
Мы хотим делать магазин и пространство круче, интереснее, разнообразнее. В этом потоке творческих поисков и планов не всегда успеваем подумать о том, кто они — наши покупатели. Всё время кажется, что проект небольшой, нас мало кто знает. А когда рабочий ритм становится спокойнее, и мы приходим в магазин или приезжаем на «Ламбаду», начинаем общаться с людьми — вдруг узнаём, что нас знают и любят очень многие. В основном молодые люди, но взрослое поколение постепенно включается тоже. Это приятно.
О «Ламбада-маркете»
Участвуем в ярмарке ещё с тех пор, как у нас был винтажный магазин, — около трёх лет. Это всегда непросто, но очень весело, драйвово. «Ламбада» — настоящая школа жизни.

Катя: Сейчас учусь на керамиста. И вот недавно у меня был диплом, нужно было выставлять свои работы. Нам рассказывали, как предстоит оформлять стенды, перевозить изделия. Вся группа была в панике, ребята не понимали, как будут решать обрушившиеся на нас логистические задачи. А я, подготовленная «Ламбадой», чувствовала себя спокойно. Для меня всё ясно, понятно.

В последнее время у нас сформировалась команда мечты, которую вырастили сами. А до этого бывало так, что договаривались с людьми о работе на маркете, а в итоге кто-то заболел, кто-то проспал. Приходилось трудиться буквально вдвоём. Что интересно, приезжая на «Ламбаду», видим много монопроектов. Например, продают только свечи. Мы же каждый раз как будто перевозим весь магазин! Собираем много разных товаров. Перевозка и установка — это целое шоу!
О планах
Сейчас наше пространство находится около станции метро «Курская». И на днях мы открыли второе помещение — у «Маяковской». Мы ждали этого момента очень давно! В этом пространстве чуть просторнее, больше полезных товаров и много любопытных нововведений. Надеемся, всем понравится. Следите за обновлениями и приходите в гости!