Меню
интервью · москва
LithoArt
Основательница проекта LithoArt и коллекционер советского искусства Ольга Лукьянова о том, что общего у гравюр эпохи СССР и постеров с Бараком Обамой; и о том, какие качества необходимы арт-дилеру
Текст: Эльмира Минкина · Фотографии: Валерий Белобеев · 20 ноября 2019
Как появился LithoArt?
Несколько лет назад с небольшого тиража работ, который достался мне от моего родственника, художника, члена МОСХА и Союза графиков — Александра Комарова. Ни моё образование, ни моя работа, никак не были связаны с искусством, коллекционированием и тем более арт-дилерством: много лет трудилась в достаточно крупном московском брокере, работала с удовольствием и не помышляла ни о чём другом.
Каким был первый тираж?
Это были литографии, созданные в сложной технике эстампа. Я просто любовалась ими и однажды решила пополнить коллекцию. Через подругу познакомилась с коллекционерами графики, начала выменивать те работы, что были у меня, на то, что мне нравилось в других собраниях. Появился не только азарт, а нечто большее — любовь! Я стала всё глубже погружаться в эпоху и культуру середины XX века, всё больше и больше влюблялась в мастерство художников советского периода.
Почему именно советское искусство?
Оно поражает размахом и профессионализмом. Часто советский эстамп несёт в себе мощный манифест и лозунг. Художники преподносили видение светлого будущего и идеалов коммунизма через простые лица, прекрасные сцены труда или спортивных соревнований. Благодаря политическим реалиям художники получили возможность «говорить» с широкой аудиторией с помощью агитплакатов, больших тиражей и особых методов перенесения изображения — оттисков.
Чем он интересен?
Художественной выразительностью, формами и творческим процессом. Например, литография — это оттиск с камня, отшлифованного песчаника, на который был нанесён рисунок, а потом уже под прессом был перенесён на лист бумаги. А линогравюра — это оттиск с линолеумных плашек, вырезанных по форме рисунка.
Кто ваш любимый художник?
Один из моих любимых авторов — Игорь Орлов и его серия «Мирный космос». Уникальный способ нанесения красок на камень дал изумительный эффект рукотворности. Когда я спросила Игоря Владиславовича, о чём он думал и чем вдохновлялся, работая над картинами, он ответил: «Я размышлял о Вселенной». Это прозвучало очень просто, естественно и ёмко. Великий художник и прекрасный человек, скромный и почему-то малоизвестный на Родине. В нашей коллекции практически не осталось его работ, зато есть в московском Музее космонавтики, Музее Циолковского в Калуге, музее Людвига в Кёльне, Музее космонавтики в Вашингтоне и в частных собраниях по всему миру. Сейчас он не работает, хотя и очень хочет. Как и многим художникам оттепели и застоя, ему не позволяет состояние здоровья: камни для литографий очень тяжёлые, это большая нагрузка для организма. Жалею, что не оставила себе ни одного экземпляра Осипова.
Легко расставаться с находками?
Это вообще вечная моя боль, но всё себе не оставишь. Часто кажется, что продавая, ты отпускаешь, а потом понимаешь, настолько глубоко в душу запала эта работа.

«
Часто кажется, что продавая, ты отпускаешь, а потом понимаешь, настолько глубоко в душу запала эта работа

»
Как пополняются запасники?
Чаще всего коллекционеры и художники приходят к нам сами или приглашают в свои мастерские. Это люди с опытом и экспертизой, но я доверяю только своему вкусу и глазу или советуюсь с командой. Как правило, я обращаю внимание на сюжет и посыл, идею, которую он несёт, будь то пейзаж или бытовая сцена. Эмоции важнее регалий автора.
Кого выделяете из современных художников?
Всей командой мы с удовольствием посещаем все крупные выставки Москвы, изучаем картины и инсталляции. Из современных художников нам близок Шепард Фейри, американский стрит-арт художник и дизайнер, широко известный работой с Бараком Обамой. Его графика в стиле Родченко и уличные постеры всегда на злобу дня. Ещё мне нравится московская художница Полина Шкапина и её видение окружающего мира. Эти художники очень разные, но манера перекликается со стилем советских авторов.
Расскажите о команде. У вас есть единомышленники?
Бизнес у нас семейный. Команда небольшая, но помощников много! Все мы погружены в искусство эстампа с головой. Мой муж Сергей отвечает за все технические штуки. Без него я бы совсем ничего не смогла, даже папку с картинами, и то не подняла. На маркетах помогают мой брат Сергей и сын Егор, а умнейшая и интереснейшая Маша Тихонова ведёт нашу инстаграм-рубрику «По выставкам», в которой делает обзоры актуальных экспозиций Москвы.

«
Эмоции важнее регалий автора

»
Где хранится коллекция?
Сейчас у нас порядка 450 разных работ, среди них эстампы Юрия Злотникова, Нины Красовитовой, Виктора Шмохина, Виктора Дувидова. Увидеть все это можно в шоу-руме на Столешниковом переулке, д. 11, офис 413. Там можно все долго разглядывать, пить кофе, рассуждать о прекрасном и даже взять домой работы на примерку.
А как случился первый «Ламбада-маркет»?
Когда я поняла, что у людей есть интерес к моей коллекции и селективу, то что начала изучать ярмарки. Конечно, в первую очередь, заинтересовалась антикварными и винтажными — тогда это показалось логичным. Но что-то не сложилось: публика искала «серьёзное» искусство, и, на её взгляд, тиражная графика к нему не относилась. На одном из таких мероприятий к нам подошла Лена Камай (прим. основатель «Ламбада-маркета») и пригласила принять участие на ярмарке. Так мы наши «свой» маркет и «своих» людей: здесь покупатели открыты ко всему новому, к диалогу, знают не понаслышке о современных тенденциях в интерьере и дизайне, всегда позитивные и очень красивые!
Случались судьбоносные знакомства?
Как-то на маркете актриса Ирина Горбачёва купила наших свинок-светилок, и на них обрушилась слава!
Какие качества важны для коллекционера?
Насмотренность и любопытство. Необходимо погружаться в информационный поток с головой, смотреть и изучать. Для меня коллекционирование стало делом всей моей жизни. Это даже слегка болезненно и поглощает все мое время и пространство, меняются приоритеты, векторы и взгляды на всё. Призма искусства переиначивает всю жизнь! Мне это нравится, я только в начале пути.

«
Вы поймёте, что вам нравится, научитесь доверять себе и слушать внутренний голос и со временем соберёте действительно уникальную коллекцию

»
Какой совет вы бы дали начинающим коллекционерам?
В нашем деле много интуитивного, но можно получить и специальное образование. Например, в Центре современного искусства Винзавод есть базовый курс по истории искусства и введению в арт-бизнес. Рекомендую прочитать «Настольную книгу коллекционера» Мэри Розелл и конечно же мемуары «На пике века. Исповедь одержимой искусством» американской галеристки и мецената Пегги Гуггенхайм. Обязательно ходите на выставки классического и современного искусства, воспитывайте вкус и расширяйте кругозор. Так вы поймёте, что вам нравится, научитесь доверять себе и слушать внутренний голос и со временем соберёте действительно уникальную коллекцию.