Меню
В СТУДИИ · санкт-петербург
Rita Pyos
Художница Рита Пёс — о курсах рисования для домохозяек, творческих кризисах и новых персонажах повсюду
Текст: Эльмира Минкина · Фотографии: Виктория Янчук · 23 мая 2019
О себе
Зовут меня Рита, а Пёс — это отсылка к популярному мему «в интернете никто не знает, что ты — собака». Я продаю свои штуки онлайн, поэтому кто знает? Ещё мне говорят, что я художник, — наверное, так и есть.
О первых шагах
Художественного образования нет, а дипломная специальность вообще не связана с искусством. Сначала, конечно же, хотелось рисовать с фотографической точностью. Но такой способ выматывал и не приносил удовлетворения, и рисунок всегда был неидеален. Потом поняла, что нет смысла выполнять работу фотоаппарата и что надо упрощать изображение, оставляя только главное.
О художественной подготовке
За плечами — несколько походов на любительские курсы по рисованию маслом, развитию творческих способностей, становлению художником за пять минут, курсы иллюстраций для ещё не отчаявшихся найти в себе талант. Всё это довольно сомнительные мероприятия. Самым полезным было посещение подготовительных курсов в Академии Штиглица. Но там сложно не пасть духом, особенно когда в группе есть ребята из художественных школ.

«
Человеческий взгляд всегда неосознанно ищет лица, даже в блинчиках и камнях

»
О собственном стиле
Во многом повлияло моё увлечение печатью. При плоттерной резке, которую я использую, чем проще рисунок, тем легче сделать трафарет. Когда начинаю рисовать, сразу думаю о толстых линиях и больших контурах. Мои персонажи — это чит, лёгкий способ получить эмоции и внимание. Человеческий взгляд всегда неосознанно ищет лица, даже в блинчиках и камнях. Как бы просто я ни нарисовала, три точки (глаза и рот) уже сделают из кривого круга мистера Солнышко. Так я рисую новых друзей и радую себя. И, надеюсь, кого-нибудь ещё.
О штуках
Как-то я увидела процесс шелкографии — зрелище буквально ввело меня в состояние транса, и я решила попробовать. Начала с футболок. Это примерно как носить картину на себе, не статично держать взаперти в квартире, а выгуливать.

Рисование на стикерах помогает искать новых персонажей и развивать свою художественную технику — это как эскизы. Самые удачные кладу в подарок при покупке футболок или наклеиваю на улице, помечая территорию как пёсик. Приятно, когда люди присылают сообщения или отмечают меня, когда находят мои «следы». А ещё такой клейкий вандализм помог мне познакомиться с творческими ребятами, которые занимаются более серьёзным стрит-артом.

Картины — более ожидаемый формат от рисующего человека. Они для тех, кто хочет новых друзей не выгуливать, а держать дома и, возможно, вести с ними беседы.
О ручной работе
Напечатанные вручную принты получаются немного более живыми из-за неточностей при наложении цветов или случайных непропечатанностей. Здесь есть свобода эксперимента со смешением цветов прямо на трафаретной сетке или использованием нестандартной сетки для печати: например москитной сетки или занавески.

«
Мне редко удаётся почувствовать себя именно художником, а не ремесленником, консультантом или посыльным

»
О местах — для жизни и работы
Я из Санкт-Петербурга. В целом мне не так важен город, потому что, меняя локацию, ты не меняешь голову, только проветриваешь. Я бы выбрала максимально нетуристическое место без особого исторического фона. Например, Кёльн. Все здания после войны отстроили заново, и находиться там было свежо и уютно. Я работаю дома: тут и мануфактура, и чилл с холодильником. Футболки с краской и рисунки занимают немного места. Если нужно освободить пространство, всегда можно спрятать по углам. Здесь же обитают мои коты. Старший — менеджер, а младший — бухгалтер.
О любимых художниках
Нравятся Сьюзи Хаммер, Могу Такагаши, Отто Баум, особенно Мисаки Кавай. Стараюсь пореже смотреть их работы: образы слишком хорошо отпечатываются в памяти, а я не хочу потеряться и стать коктейлем. Хотя, кажется, я уже.
О вдохновении
Вдохновляет делать что-то новое, не разбираясь в теории, исследовать. Например, пробовать технику коллажа, спиртовые маркеры, шитьё или вандализм. Точно знаю, что очень много можно нарисовать и сделать, когда нужно отложить что-то важное и срочное, когда кто-то классный скажет доброе слово и когда на почте нет очереди! Ещё важно не переживать, что кто-то делает лучше, больше и быстрее.

«
Любое новое — это опыт определённого человека, переварившего всё, что было до него

»
О самобытности и плагиате
Столько всего уже было нарисовано и сделано, что уникальность каждой новой вещи под вопросом. Любое новое — это опыт определённого человека, переварившего всё, что было до него. У кого-то информация переваривается совсем плохо, и получаются точные копии. Конечно же, по мере роста процесс «информациоварения» налаживается. А в развитии самое главное — это регулярность, укрепление нейронных связей, всё такое.

«
Мои персонажи — это чит, лёгкий способ получить эмоции и внимание

»
О творчестве
Я считаю, что творчество везде. Это порыв в данный момент принять именно такое решение. Творчество рассказывает о человеке в первую очередь ему самому. Поэтому для меня творчество связано с уединением: часто пустая социализация угнетает больше, чем неудачный тираж картинок.
О ритуалах
Во-первых, уборка. Я не кладу вещи на свои места, но люблю порядок, и примерно 30% своего времени я провожу за перекладыванием вещей. Во-вторых, причесать моих котов. В-третьих, я работаю практически каждый день, даже в выходные.
О творческом кризисе
Трудно рассуждать о кризисе с высоты моего кризисного плато, на котором я нахожусь с момента покупки первого карандаша. Но в моей деятельности много рутины. Это не даёт выдохнуться в творческом плане. К тому же мне редко удаётся почувствовать себя именно художником, а не ремесленником, консультантом или посыльным.
О планах
Хочу попробовать печатать на какой-то более серьёзной одежде, печатать принт на крое, а потом отшивать. Недавно печатала на свадебном платье! Ещё планирую вот-вот выпустить поясные сумки совместно с одной молодой компанией, которая их отшивает. Думаю, печатать самостоятельно я буду не всегда, мне больше нравится придумывать, чем быть печатником. Но тяжело преодолеть желание делать всё самой — пока непонятно, что из этого победит.