Меню
интервью · Новороссийск
Мастерская «Труд»
Эльдар Зейтуллаев рассказывает о любви к дереву, процессе рождения форм, о работе мастерской и мысе Мысхако
Текст: Дима Коновалов · Фотографии: Эдуард Перов · 20 февраля 2020
С чего всё началось?
Все началось ещё задолго до того, как всё началось. Это было ещё в школе — нам предложили заменить урок труда. Альтернативой была резьба по дереву. Мы все и обрадовались — лучше же, чем совершать какие-то хаотичные движения на территории школы.

Тогда меня очень впечатлило, что можно из бруска создать форму, объект. Потом был университет, где я очень редко пытался что-то собрать в абстрактную композицию, только держал эту мысль в голове. И уже спустя несколько лет после получения диплома графического дизайнера я почти случайно купил стамеску, которая пролежала ещё какое-то время до первой ложки. Это и был старт «Труда». А название появилось само, мне хотелось, чтобы это звучало максимально просто, как штамп, но при этом ёмко.
Почему именно дерево?
Беспокойный ум заставлял меня делать что-то новое. Порой отличия есть только в нюансах, но, мне кажется, на них всё и строится. А дерево как материал уникально в каждой своей части — текстура, тон, цвет и т. д. Получается, что это даёт мне возможность не повторяться.

«
Порой отличия есть только в нюансах, но, мне кажется, на них все и строится

»
Как организована работа мастерской?
Сама мастерская очень маленькая — около 15–20 квадратных метров, но есть ещё пространство двора, где происходит подготовка, и комната, где всё сохнет, а также небольшая зона для съёмки и хранения коробок с упаковочными материалами. В мастерской работаю я один — и повар, и плотник. Поэтому мне очень легко организовать свой день, и если меня утомляет один вид деятельности, я меняю его на другой, затем возвращаюсь к начатому. Это разнообразие не создаёт путаницы и позволяет не утомлять себя рутиной. Моя мастерская находится в небольшом пространстве первого этажа дома, и на работу я хожу пешком.
У тебя ведь есть собака, берёшь её с собой в мастерскую?
Пёсика зовут Айра. Как вспомню её лжегрустное лицо, мне сразу смешно! Этот цыганский пёс почти всегда в мастерской, а её место зависит от того, где больше стружек! В последнее время она просто лежит и грызёт что-нибудь деревянное, хорошо хоть не готовые объекты. Вообще у неё есть какая-то собственная программа — что-то вроде «навреди», но с максимально печальным лицом. Например, она очень любит фрукты и ягоды и весной съедает клубнику из палисадника, но делает она это так, что её невозможно поругать.
Расскажи про мыс Мысхако, почему именно здесь?
Мысхако, как мне кажется, это лучшее место в Новороссийске! Я живу в километре от моря, и каждый раз после трудового дня иду на прогулку в этом направлении — дневная норма, 10 километров. Сейчас посёлок активно застраивается, меняется его ландшафт, он немного потерял свою «закрытость» и тишину, но море поддерживает приятное состояние.
Как появляются материалы для объектов? Их приносит море?
Материалы для объектов приходят с разных сторон. Что-то я выбираю из дров, которые предназначены для сжигания, что-то приносит штормом море. Однажды я остановил погрузочные работы. В одном месте было собрано много стволов разных деревьев, которые собирались грузить в машину, чтобы отвезти на свалку, чего я не мог допустить. Мне пришлось остановить этот процесс и перенаправить всё к себе во двор. Это был большой куш!

«
Материалы для объектов приходят с разных сторон. Что-то я выбираю из дров, которые предназначены для сжигания, что-то приносит штормом море

»
Что такое красота дерева как материала? Как находится баланс между строгой геометрией и природными формами?
Красота дерева — это очень соблазнительный момент, который может заставить автора паразитировать на природе материала. Получается, мы видим, что дерево красивое, и останавливаем внутри себя созидательные процессы, направленные на создание формы, линий, нюансов поверхности, толщины изделия. То есть мы удаляем себя из творчества, поддавшись природной красоте. Это проблема многих древоделателей. К сожалению, я не могу сказать, что работаю, на сто процентов придерживаясь задуманного. Этот материал в большинстве случаев непредсказуемый, плюс его всегда ведёт, а порой и растягивает в разные стороны, поэтому и работаем сообща, пятьдесят на пятьдесят.
Как появляется форма предметов?
Форма — дело очень тонкое и важное по значимости для меня, превосходящее текстуру. Она вся в нюансах и постоянно соприкасается с материалом (фактурой, породой дерева). Я стараюсь не выдумывать ничего вычурного, тут главное — аккуратность и простота, а уже к этому мы можем осторожно добавить очень немного изменений. Это и придаёт каждой вазе индивидуальность, но заметно только автору.

Также есть лопатки и ложки. На первом месте стоит, конечно, эстетическая потребность, затем стараюсь приспособить это к быту. Но такие ложки, конечно, не для еды, а только для насыпания и перемешивания. Я пробовал делать их для еды, но за счёт своей толщины они не так удобны, как обычные металлические. Не хочу обрекать своих покупателей на такие муки.
Расскажи о вдохновении. Откуда оно?
Мне всегда нравилось ходить по музеям и галереям, смотреть, смотреть и смотреть, общаться с образованными в области искусства людьми. Все это создаёт базу, и на этой основе я уже стараюсь сделать что-то сам. Как в передаче «Сделай сам», где из ста бутылок мы построим плот, парус и умывальник!

«
Красота дерева — это очень соблазнительный момент, который может заставить паразитировать автора на поверхности материала

»
Что чувствуешь, когда видишь свои работы в домах людей?
Мне очень нравится, когда присылают фотографии нового места обитания объекта! У меня начинается «чтение» изображения: смотрю, на какой он плоскости, кто и что рядом, степень его обособленности в пространстве.
Какую самую безумную идею тебе удалось воплотить?
Не так давно я сделал чашу из ореха. Я срезал с заготовки всё лишнее, но всё равно не мог её поднять! Думаю, что она весила больше меня. Пришлось делать ступеньки и упоры, чтобы установить её на станок. Сам не знаю, что на меня нашло, что заставило сделать такого гиганта. Наверное, тогда мне пришлось использовать максимальный ресурс станка и собственного тела.
Расскажи о планах, с чем бы ещё хотелось поработать и что узнать?
В планах есть больший упор на интерьерные объекты, изменение их поверхности, собираюсь создавать её сам. Ещё есть цель упростить формы, пробовать снять с них текстурное изображение, я делал это однажды в серии чёрных ваз, и результат мне очень понравился. И как всегда, конечно, я держу в голове, записываю и зарисовываю свои фотографические намерения — это то, что касается визуального искусства. Если честно, мне это кажется гораздо более сложным и, по секрету, интересным занятием. Сейчас у меня недостаточно времени, чтобы усиленно работать над сериями, поэтому я стараюсь брать хотя бы теоретическую часть. Для меня это бесконечная тема.
Ты рассматриваешь свою деятельность в контексте экологии?
Я не могу сказать, что моя работа является частью борьбы за экологию, но и против неё не идёт. Использую только то, что уже нельзя будет применить. За всё время я не спилил ни одного дерева для изготовления чаши, хотя и получал хейтерские комментарии. Для посылок стараюсь использовать коробки, уже бывшие в употреблении (кроме Почты России, они такие не берут), но мне кажется, это может не очень нравиться заказчику, так как все хотят получить красивую коробку. У меня остаётся очень много стружки, которой я тоже всегда ищу применение или раздаю соседям, они что-то с ней делают.

«
За все время я не спилил ни одного дерева

»
Расскажи про общение с покупателями, кто они?
Мне очень нравятся мои покупатели тем, что они уже преодолели уровень первичных потребностей или они хотят удовлетворять их эстетическим путём — например, класть фрукты в красивую деревянную чашу. Я нечасто сам бываю на маркетах, почти никогда, если это, конечно, не «Ламбада»! К большей части покупателей отношусь как к друзьям, мне очень приятно это общение, мы можем шутить, рассказывать разные истории, обмениваться контактами и просто хорошо проводить время. Не знаю, как организаторам это удаётся, мистика какая-то! Я даже не могу назвать это работой — это просто цыганский движ, в хорошем смысле. Режим «экстраверт» автоматически включается на все дни проведения!
А как прошёл первый маркет?
Первый опыт — это атас! Мы только начинали, и денежек было немного. Получилось так, что мы собрали последние сбережения на такси (у меня тогда даже обратного билета не было!), взяли коробки и отправились в «Цветной». Мы даже не понимали толком, куда едем, и не представляли, как все пройдёт. Люди стали подходить и покупать ещё до официального начала маркета! Меня это удивило. Ну а дальше началась жара! Мы тогда познакомились со многими дельцами, с которыми до сих пор продолжаем общаться и поддерживать очень тёплые, дружеские отношения. Ну ностальгия прям!
Ты часто бываешь в Москве. Что думаешь о городе и хотел бы переехать?
Однажды я провёл в Москве шесть месяцев. Мне нравится город, особенно в последнее время, нравится этот поток и циркуляция информации, осведомлённость людей в разных областях. Не исключаю возможности переезда, если от этого станет удобнее работать. Мне кажется, выбор города зависит от рода деятельности. Например, для фотографических и связанных с искусством дел я бы выбрал Берлин.
А для деревянных процессов Новороссийск с его морем и горами очень хорош!